Необычные возможности современных проекторов: интерактив, короткий фокус и стекование
Производители проекторов буквально выскакивают из штанов, пытаясь придумать какие-то новые возможности, которые заставят потенциальных покупателей купить именно у них. Но все ли эти возможности "одинаково полезны" или без каких-то вполне можно обойтись? Давайте рассмотрим такие нестандартные возможности современных проекторов с точки зрения их практического применения.
Интерактивные проекторы. Глядя на то, как потребители отреагировали на новые интересные возможности, которые принесли интерактивные доски, производители вдруг осознали, что могут встроить интерактивность прямо в проектор. Первой моделью такого проектора, появившегося на российском рынке, был японец EIKI LC-XIP2000 (сейчас это модель XIP2610 и ее широкоформатная версия WIP3000).
EIKI LC-XIP2000
Было это где-то 2008 году, когда интерактивные доски уверенно входили в российскую действительность. Характеристики у LC-XIP2000 были самые обычные (LCD, яркость 2000 люмен, стандартные входы), зато встроенная функция интерактивности делала это устройством уникальным.
Работала интерактивность очень просто: встроенные в проектор инфракрасные камеры отслеживали положение специального пера (указки). Это перо при нажатии на экран (стену) генерировало сигнал типа "я здесь, снимите с меня координату", координату получал проектор и передавал компьютеру по USB. А тот уже дальше отрабатывал команду, в зависимости от того, что на экране было в месте нажатия.
Цена (около $2000) была на нижней границе стоимости привычного комплекта "проектор + интерактивная доска". Поэтому крики продавцов "Новое изобретение ровно в два раза снижает стоимость интерактивного комплекта!" были несколько преувеличены — вышеупомянутый комплект можно было взять тысячи за две с половиной долларов. Дороже, конечно, но не настолько, как кричали продавцы. К тому же некоторые особенности делали интерактивный проектор скорее интересной игрушкой, чем инструментом, который заменит интерактивные доски.
Недостатки интерактивного проектора были очевидны: не самая хорошая точность, невозможность работать пальцем, требовались некоторые специфические навыки работы (например, нельзя заслонять перо в момент нажатия) и прочее. Впрочем, и достоинств никто не отменял, просто надо было найти ту нишу, где этот проектор пришелся бы впору. И, видимо, такая ниша нашлась, потому что новую идею быстро подхватили другие производители.
Так что теперь мы имеем целую плеяду интерактивных проекторов: InFocus IN3902LB, BenQ MP782ST, Epson EB-465i, Sanyo PLC-WL2503. Причем это уже следующее поколение, в котором учтены ошибки первых моделей, что заставляет задуматься: а может действительно когда-нибудь интерактивные доски отомрут и вместо них будут использоваться интерактивные проекторы?..
Короткофокусные проекторы. Современные проекторные реалии таковы, что проекционное соотношение (отношение расстояния, с которого светит проектор, к ширине экрана) находится где-то в пределах 1,2–2,2. То есть экран 2x1,5 метра можно в среднем получить метров с трех. Для большинства случаев это вполне нормально, особенно если проектор висит на потолке, зрители не ходят между проектором и экраном, а тень от лектора не заслоняет изображение. Но в целом ряде случаев расстояние от экрана до проектора должно быть гораздо меньше.
Приведу пример. Мы монтировали экран-пленку на витрину магазина. Сначала повесили проектор с обычным проекционным расстоянием. Выяснилось, что на экране постоянно мелькают тени голов проходящих покупателей. А некоторые, особо любопытные, пытаясь понять, откуда идет изображение, заглядывали прямо в яркий объектив, что ни разу не полезно для сетчатки глаза. Поменяли проектор на короткофокусный и подвесили его гораздо ближе к витрине, чтобы размер изображения остался таким же. Тени с экрана тут же исчезли, а заглядывать в объектив стало невозможно из-за близко стоящих стеклянных стеллажей. Одним махом мы решили несколько проблем (в том числе проведения кабеля по потолку).
Почему же тогда производители не выпускают только короткофокусные проекторы, если они так удобны? Да потому, что они дороже в производстве! Производителям приходится, например, решать задачу равномерности освещения экрана в условиях, когда от проектора до одного края экрана один метр, а до второго — больше двух. Хороший фокус (резкость изображения) тоже в этих условиях организовать весьма непросто. Увеличенный угол вертикальной трапеции тоже стоит дополнительных денег, вот и выходит, что короткофокусные аппараты дороже обычных раза в полтора-два. И обычные покупатели, которым все равно, на каком расстоянии будет висеть проектор, конечно, не будут переплачивать. Кстати, для подобных проекторов характерен еще и фиксированный зум (картинку нельзя сделать больше или меньше без сдвига проектора с места), что тоже не всегда удобно. Но когда главная задача - как можно ближе разместить проектор к экрану, все это уходит на второй план.
Короткофокусные проекторы есть у всех современных производителей, так что вам не придется выбирать между любимым брендом и этой возможностью.
И одно замечание напоследок. У разных производителей разные методы решения короткофокусности, и если вы видите слишком маленький проекционный коэффициент (меньше 0,5) — будьте осторожны. Я видел проектор, который с 10 см (!) распахивал экран 1,5 метра шириной! Такой большой "разлет" луча приводит к тому, что малейшее колебание поверхности, на которой закреплен проектор, очень заметно на изображении. Поверхность сдвинулась на незаметный миллиметр, а изображение — на заметные несколько сантиметров. Прошел в соседнем коридоре человек - а у вас изображение "затанцевало".
Быстрое выключение. Основной расходный элемент в проекторах — лампа. Она имеет ограниченный срок службы (3-5 тысяч часов) и не очень гуманную цену, в некоторых случаях сопоставимую с ценой нового проектора. Конечно, если раскидать эти 3-5 тысяч часов на реальный срок ее непрерывной работы, то получится несколько лет, но проблема в том, что это часы теоретические и реальные могут отличаться от них в несколько раз. В меньшую сторону, разумеется. Чаще всего срок жизни лампочки уменьшают нестабильное напряжение в сети (особенно внезапное его пропадание) и моменты включения и выключения.
Момент включения и выключения — это самый жесткий момент в жизни вообще любого устройства, от обычной лампочки до плазменного телевизора. Например, лазерный принтер, потребляющий 250-300 ватт, при старте может "потребовать" больше киловатта (именно поэтому, кстати, лазерные принтеры не подключают к ИБП). Система просыпается, температурный и электрический режимы меняются. И если что-то сгорает, то чаще всего именно в этот момент.
В проекторах ситуация похожая, но для ламп дополнительно критичен правильный режим выключения. Температура ламп может достигать нескольких сотен градусов, и, если просто взять и грубо отключить питание проектора, эти сотни градусов превратятся в поплавленную LCD-матрицу и резко уменьшившийся срок жизни лампы. Во время работы проектора вентилятор гоняет воздух по его внутренностям. И при правильном выключении этот вентилятор еще с минуту-две аккуратно остужает систему, и, только когда проектор полностью замолчит, его можно выключать из розетки. Да и то не рекомендуется класть проектор в сумку еще минут 5-10.
А как происходит в реальности? Закончивший презентацию лектор глядит на часы и понимает, что может опоздать на поезд (автобус, обед, встречу...). Он выдергивает проектор из розетки, быстро кладет его, еще горячий, в сумку, наглухо закрывает ее и бежит по своим делам. А в это время внутренности проектора нагреваются.
Производители проекторов (видимо, столкнувшиеся в сервис-центрах с такими проблемами) стали дружно работать над уменьшением времени включения и выключения, и вскоре в рекламах почти всех вендоров засияли значки QuickOff, Off-and-Go и "Быстрое выключение". Это означало, что проектор можно выдергивать из розетки, даже если остужающий вентилятор еще не замолчал — он продолжал работать от внутренних аккумуляторов. Некоторые производители пошли еще дальше и уверяют, что "проектор можно класть в сумку сразу после выключения", но я бы с этой возможностью был поаккуратнее — законов физики еще никто не отменял.
Обратите внимание, что возможности быстрого включения и выключения актуальны только для мобильных проекторов — тех, которые ездят по городам и весям с презентациями. Если проектор будет висеть стационарно, то наличие таких функций просто бессмысленно его удорожит.
Проекторы, работающие без компьютера. Неудобство постоянно носить с собой источник сигнала, подключаемый к проектору, давно удручало производителей. Разве не было бы удобнее, думали они, если бы пользователь был облегчен в своих поездках хотя бы на вес ноутбука? А заодно и заплатил бы за эту функцию побольше. Клиент-то был готов потратиться на эту возможность, но предложить производителям было нечего. Меня одно время терзал человек, жаждущий "бескомпьютерного" решения, но в то время ничего подобного просто не существовало.
Долго думали производители и, наконец, придумали. Сначала ViewSonic разродился встроенной в проектор док-станцией для iPod и iPhone. Вот современный вариант их изобретения:
Не знаю, как отреагировали потребители, но в то время проектор завоевал несколько мировых наград.
Потом до производителей дошло, что давным-давно изобрели интерфейс USB и столь же давно изобрели USB-флешки. А уж когда изобрели сжатые форматы видео (типа .avi, .mp4 и прочая), даже вспомнить сложно! Так почему бы не встроить в проектор самый обычный видеодекодер и не подключать USB-флешки прямо в проектор? И понеслось! Проектор с возможностью подключить флешку не выпустил только ленивый. Разумеется, все с криками "Уникальная возможность!".
Правда, тут же выяснилось, что не все так безоблачно. Производители опять попытались снять сливки с рынка и сделали это не очень корректно. Флешку-то воткнуть можно, но тут нужно внимательно смотреть, какие именно форматы читает USB-ридер, встроенный в проектор. Возможно, что только... .mp3! Или одни только фотографии. Долгожданное видео показывают далеко не все модели. Так что внимательнее, господа, внимательнее читаем технические характеристики!
Встречался мне еще один забавный способ обойтись без дополнительного источника. Способ этот назывался "проектор со встроенным DVD-плеером". Мне известна только одна фирма, которая выпустила подобное "чудо", да и та позиционировала ее как "универсальный центр домашних развлечений", а не проектор для презентации. Что неудивительно при его весе — больше 4 килограмм. Это Epson EH-DM3.
Стекование проекторов. Очень интересная возможность, но необходимость в ней встречается нечасто. Однако я знаю два случая, когда без нее не обойтись.
Первый случай. Представьте себе, что вам надо организовать огромный экран, например 20 на 15 метров. Возможности даже самых современных и самых дорогих проекторов все-таки не беспредельны, и такой экран будет нормально виден только в хорошем затемнении. Но увеличить яркость можно достаточно просто: надо засветить экран сразу несколькими проекторами!
Если у вас каждый проектор яркостью 10 тысяч люмен, то четыре таких проектора выдадут впечатляющие 40 тысяч. Остается подогнать изображение так, чтобы оно не расщеплялось. Точная подгонка изображения обычно осуществляется вручную или с помощью специальной аппаратуры.
Но есть еще эксперименты японской компании NEC, которая встроила в несколько своих моделей автоматическое стекование. Это линейка проекторов NP1250/2250/3250. Вы подаете на них один и тот же сигнал, направляете в сторону экрана и даете сигнал компьютерной программе. Программа (ориентируясь на веб-камеру, направленную на тот же экран) "сгоняет" изображения в одно. Настройка занимает всего несколько минут, границы экрана определяются автоматически.
Кстати, подсветка экрана хотя бы двумя проекторами имеет еще один полезный практический эффект: тень от лектора на экране практически не видна. Какую бы часть света от одного проектора ни заслонял лектор, свет другого проектора будет все равно светить на это место. В случае интерактивных досок, когда лектор все время бродит около доски, это особенно удобно.
И второй случай – "сшивка" изображений. Проекторы светят не на весь экран, а каждый на свою часть.
В этом случае можно создавать видеостены самой безумной конфигурации, включая круговую или вертикальную. Чаще всего именно так делают яркие широкоформатные экраны большого размера, например во весь задник на концерте.
Вот пара примеров от питерской компании "Викинг" (с их любезного разрешения):
Здесь использовался целый программно-аппаратный комплекс
с коррекцией геометрии
Здесь два ярких проектора формируют единую картинку
нестандартного формата на рок-концерте
Использование панорамных проекций дает огромные возможности для самых разных областей: музеев, выставок, концертов, массовых шоу и так далее. Можете сами пофантазировать, как было бы, например, эффектно использовать видеопанораму при рассказе о древних людях в историческом музее...
Во второй части статьи "Необычные возможности современных проекторов" мы поговорим про автоматическую фокусировку изображения, про то, как можно обойтись без коррекции трапеции, как сделать, чтобы проектор выключался в нужное время сам, и про 3D-функции в проекторах.
|