Необычные возможности современных проекторов: автофокус, автотрапеция и 3D
В первой части нашей статьи мы успели поговорить об интерактивных и короткофокусных проекторах, о том, как заставить проектор показывать без компьютера и как "сшить" изображение нескольких проекторов в единое. Продолжаем рассматривать, что такого неожиданного и полезного производители проекторов могут нам предложить и что из этого стоит взять на вооружение.
Автофокус. Впервые я столкнулся с автофокусом в какой-то модели проектора фирмы NEC. После включения, как и положено, экран был нерезким, и я машинально начал искать колесико резкости, но тут проектор вдруг негромко зажужжал, и прямо на моих глазах изображение само себя настроило! Картинка стала резкой и четкой, у меня аж челюсть от неожиданности отпала!
Хотя чему тут удивляться-то? Система давно отработана на фотоаппаратах, даже странно, что до сих пор никто не догадался ее использовать в проекторах. Подобных систем существует несколько. Panasonic, например, использует технологию автофокуса на основе сравнения яркости смежных пикселей. NEC, судя по некоторым данным, просто замеряет расстояние до объекта с помощью инфракрасных лучей.
Если система автофокуса вас чем-то не устраивает (а меня она не устраивает регулярно, особенно когда надо сфокусироваться на полупрозрачном экране и автомат только мешает), ее можно отключить вообще и использовать стандартный способ ручной фокусировки — колесиком или из меню.
Автотрапеция. Автоматическое выравнивание трапецеидальных искажений — функция, весьма полезная для тех, кто пользуется проектором часто. Когда при каждом включении на новом месте приходится хвататься за пульт и тратить время на исправление формы экрана, возможность сделать это одним нажатием кнопки может показаться просто раем. А в некоторых моделях даже кнопку нажимать не надо — проектор сам подстраивает экран, когда вы меняете его положение относительно горизонта. Реализовано это с помощью сенсора центра тяжести внутри проектора.
Такая возможность есть почти во всех современных проекторах: NEC, Sony, BenQ, Epson, ViewSonic, Sanyo, Panasonic, Optoma... И, конечно же, ее можно отключить. Но, как и предыдущая возможность, она актуальна только для мобильных аппаратов.
Вертикальный сдвиг объектива. Кстати, есть возможность обойтись вообще без коррекции трапеции, которая, к слову сказать, немного искажает изображение. Возможность эта называется смещение (сдвиг) объектива (lens shift), и характерна она для средних и старших моделей проекторов. При ее использовании изображение просто сдвигается в нужную сторону — вверх, вниз, влево или вправо — без всяких искажений, с помощью сдвига линз объектива.
Слева сдвига нет, справа объектив сдвинут вверх
Производители часто включают сдвиг объектива в проекторы для домашнего кинотеатра, чтобы похвастать, какой у них высококачественный аппарат. И еще лет пять-десять назад это могло бы произвести впечатление (тогда lens shift был принадлежностью дорогих элитных моделей), но сейчас его нет разве что в бюджетном сегменте. Функция, безусловно, полезная и хорошая, сильно облегчает установку проектора, когда надо поместить его выше или ниже экрана. В недорогих проекторах сдвиг обычно возможен только по вертикали. В аппаратах подороже появляется горизонтальный сдвиг и, соответственно, возможность ставить их сбоку экрана. Если конфигурация комнаты такова, что проектор может располагаться только сбоку, то lens shift — ваш спаситель и избавитель.
То, что компьютеры могут быть соединены в сеть, известно давно. Но кому первому пришло в голову встроить в проектор сетевой интерфейс и дать проектору IP-адрес — неизвестно. Зато теперь проектор может быть полноценным участником локальной сети!
Для чего это нужно? Прежде всего для удаленного обслуживания и управления проектором и понимания его состояния в данный момент. Если организация большая, то сисадминам приходится много ходить, а то и ездить по ее территории. Это бездарная потеря времени, но чаще всего без этого не обойтись. Однако если есть возможность решить проблему, не выходя из серверной, то почему бы ею не воспользоваться? И в этом могут помочь дистанционные средства управления и диагностики.
Чтобы попасть в проектор по сети, вы просто набираете в своем любимом браузере его адрес.
Как выглядит страница, куда вы попадете, целиком зависит от фантазии разработчиков.
Вот так ее нарисовали в BenQ...
...а вот так в NEC
Но во всех есть одно общее: возможности настройки проектора (выбор источника, настройка изображения, просмотр состояния лампы и прочее).
Например, одной из полезных сетевых функций можно считать рассылку по электронной почте сообщений об ошибках или плановых заменах фильтра (лампы). На прописанный в настройках проектора e-mail приходит сообщение типа: "Срок службы фильтра заканчивается. Замените или почистите фильтр. Имя проектора: . Наработка лампы: ...дцать часов".
В некоторых проекторах можно даже передавать изображение через сетевой интерфейс, а в некоторых — управлять тем компьютером, к которому проектор подключен. Для сравнения — еще лет 7 назад по сети можно было только смотреть состояние проектора, больше ничего. Так что чем дальше, тем больше возможностей предоставляет включение проектора в локальную сеть.
Кстати, сеть может быть и беспроводной, я не говорил?..
Тестовый шаблон для настройки. Впервые я с ним столкнулся, когда пришлось настраивать короткофокусный BenQ. Проблема настройки короткофокусных проекторов (а особенно ультракороткофокусных) — песня еще та! Любое твое неверное движение усиливается коротким фокусом в несколько раз. И вот производители пошли навстречу потребителям и стали включать в стандартную прошивку проектора настроечную сетку. Представляет она собой самую обычную сетку (как в тетрадях в клеточку), но пользу приносит необыкновенную! Вся настройка геометрии изображения превращается в ненапряжное нажимание на кнопочки.
А расширенный набор таких сеток удобно использовать в качестве шаблонов. Например, шаблон нотного листа может показаться удобным для учителей музыки. Как пишет о своих шаблонах BenQ, "шаблон включает 4 различных макета (составление письма, нотный лист, рабочий лист, координатная сетка), которые доступны и в режиме обычной школьной доски, и в режиме белой доски".
Автовыключение. Пришлось мне однажды решать нестандартную задачу. Клиент хотел крутить свою рекламу уже после закрытия магазина. Но поскольку глубоко ночью от этой рекламы толку было мало, а ресурс лампочки все-таки ограничен, то клиент не хотел, чтобы проектор работал вхолостую. Задача была в том, чтобы он показывал какое-то время после закрытия магазина, но к полуночи выключался.
Самым простым решением оказалось использовать автовыключение проектора. Когда проектор понимает, что на его входах нет никакого сигнала (например, закончился диск с рекламой), он начинает обратный отсчет. И через заданное время (5, 10, 30, 90 минут...) он выключается. Сам.
Датчик освещенности. Когда в помещении есть засветка, изображение заметно ухудшается. Паразитный свет, падая на экран, смешивается с "полезным" светом от проектора и портит цвета и контрастность. Приходится корректировать настройки проектора — увеличивать яркость, уменьшать контрастность, немного корректировать цвета и гамма-кривую изображения. Это позволяет хоть как-то исправить качество картинки.
Panasonic первым предложил технологию, которая позволяет это делать автоматически. Он встроил в проекторы линейки LB*** датчик освещенности и добавил немного электроники для обработки данных с этого датчика. Теперь проекторы могут сами подстраиваться под окружающую среду и улучшать картинку, если это необходимо. Видеопроцессор повышает детализацию, и изображение в целом воспринимается более ярко, контрастно и объемно. Называется технология Daylight View.
Не могу сказать, что это панацея от внешних засветок, но результат ее работы иногда весьма заметен, особенно если "в лоб" сравнивать проекторы с Daylight View и без нее. Словом, ежели вы фанат продукции Panasonic, то у вас есть серьезный аргумент для покупки подобных аппаратов.
3D-функции. Когда Джеймс Кэмерон в очередной раз доказал, что он гений, подняв из могилы старую, покрытую плесенью технологию трехмерных фильмов, весь мир засуетился вокруг нее. Первыми зашевелились производители видеотехники, узрев в ней шанс увеличить падающие продажи своей продукции. Одновременно с ними голливудские маркетологи дали команду перестроить производство фильмов на 3D. Тут же стали появляться Blu-ray-диски с соответствующим логотипом.
Словом, вся торгующая развлечениями часть мировой экономики встрепенулась и закричала "3D – это самый современный формат!", что следовало читать как "У кого нет 3D-телевизора — тот лох!". И обыватели потянулись покупать 3D-телевизоры. О том, что 3D-фильмов в продаже практически не было и что 3D-вещание было только в перспективных планах, производители скромно умалчивали.
Технологий, позволяющих добиться эффекта трехмерности, существует штук пятнадцать. Общий принцип прост: для каждого глаза должно быть свое изображение. Самой известной до сих пор была технология анаглифа — когда изображение для одного глаза было красного оттенка, для другого — синего, зелёного или бирюзового.
Вот так выглядят анаглиф-очки...
...а вот так — анаглиф-изображение без этих очков
(Кстати, вы знали, что в 70-х годах прошлого века ленинградский телецентр проводил пробное стереовещание в анаглиф-формате несколько лет подряд?)
Еще один распространенный способ получения 3D-изображения — метод поляризации. В нем у каждого глаза вектор поляризации свой. Есть метод с вертикальной поляризацией, и есть метод с круговой. Несовместимые друг с другом и со всеми остальными методами.
Способ, который чаще всего применяется в телевизорах и проекторах, — затворные очки. Это очки, в которых обзор открывается то одному, то другому глазу. Поскольку это делается с большой скоростью (120 раз в секунду), то человеческий глаз не успевает заметить, что в каждый момент видит только одним глазом, и изображение сливается в единое.
Затворные 3D-очки от BenQ с технологией DLP® Link
Остальные 10 способов получения стереоизображения мы рассматривать не будем, отметим только, что они принципиально друг с другом не совместимы: анаглиф-фильмы невозможно смотреть в поляризационных очках и наоборот.
Так вот, возвращаясь к проекторам. Как только производители почуяли новую волну и появилась техническая возможность сменять изображение на экране со скоростью 120 раз в секунду, так сразу на проекторах появился логотип 3D. Этот логотип стали ставить даже на бюджетных проекторах для школ. Например, некоторые проекторы компании BenQ рекламируются именно как 3D-проекторы для учебных заведений. На сайте BenQ даже есть ссылка на Stereoscopic Player и специальный 3D-контент: http://www.3dtv.at.
Каждый ученик должен надеть очки
Вся прелесть для производителей 3D-очков любой современной технологии в том, что одного 3D-телевизора или проектора недостаточно — купить очки нужно КАЖДОМУ зрителю.
Фильмов и игр в 3D становится все больше, так что есть шанс, что через пару лет это станет стандартом. Осталось только дождаться, чтобы производители договорились о едином 3D-стандарте. Иначе 3D-очки от Nvidia не будут работать с 3D-проектором от BenQ, а несовместимых форматов 3D-фильмов будет по-прежнему десяток.
Конечно, решать именно вам, какие из рекламируемых производителями функций вам могут потребоваться, а какие будут лишними. Я же просто постарался описать их плюсы и минусы, а также в каких случаях они будут к месту, а в каких — лишней тратой денег. Удачи в выборе!
|