Проектор для дома: типичные ошибки при покупке. Часть 2
В предыдущей статье мы говорили о том, что проектор обычно вешают на потолок, и упоминалось понятие "трапеции". Понятие это простое, но важное. Если проектор расположен выше/ниже экрана или справа/слева от него, то изображение будет искажено — возникают трапецеидальные искажения, или просто эффект "трапеции". Возникают они из-за того, что часть светового пучка из объектива проходит чуть больший путь.
В варианте а) проектор расположен выше экрана (вертикальная трапеция) и мы имеем кривые бока. Вариант б) похуже - проектор светит сбоку, налицо горизонтальная трапеция. Самый плохой вариант — в): и вертикальные, и горизонтальные искажения.
Вертикальные трапеции исправляются достаточно просто — практически у всех проекторов есть соответствующий пункт в меню. У некоторых даже есть специальная кнопка "автоматически исправить вертикальную трапецию".
А вот с горизонтальной дело обстоит хуже — у бюджетных аппаратов она не исправляется в принципе, нужен проектор хотя бы среднего класса (от 60 тысяч рублей). Поэтому бюджетные проекторы надо располагать точно на линии середины экрана. Выше/ниже — пожалуйста, но никак не вправо/влево от нее.
Кстати, идеально расположить проектор относительно экрана, чтобы "трапеции" не было вообще, практически невозможно. Поэтому у нормальных экранов по периметру есть черная кайма. Вы располагаете проектор максимально близко к идеалу (центру экрана), а если даже и будут небольшие неровности по краям, они "умрут" на черном фоне и изображение будет казаться идеально ровным.
Размер экрана: чем больше — тем лучше? Вот мы плавно и подошли к вопросу об экранах. Молва считает, что чем больше экран, тем лучше, почему-то не принимая во внимание тот факт, что зритель, сидящий перед слишком большим экраном, будет вынужден вертеть головой полтора часа от правого края до левого, а это как минимум неудобно. Правильный экран должен помещаться в поле зрения зрителя почти целиком, чтобы чуть-чуть задействовалось периферийное зрение, — тогда эффект присутствия проявляется в полной мере. Теория советует смотреть на расстоянии 1,5...1,9 ширины экрана, но, как показывает опыт, это весьма индивидуально. Лично я предпочитаю сидеть чуть ближе. В случае домашнего кинотеатра лучше использоваться формулу "сидеть на расстоянии двух высот экрана".
Если у вас обычное помещение с ровной поверхностью пола (не амфитеатр), нижний край экрана должен находиться не выше головы сидящего зрителя (60-90 см). Часто можно встретить совет, чтобы глаза зрителя находились в нижней трети экрана. Тогда зритель не будет сильно поднимать или опускать голову во время просмотра.
Формат изображения. На данный момент существует множество форматов (соотношений сторон) изображения (англ. aspect ratio). Википедия насчитала их больше десятка, но если упростить ситуацию до того, с чем вы столкнетесь, то их останется буквально два: 4:3 и 16:9. 4:3 (1,33) — это уходящий телевизионный формат (он же формат старых компьютерных мониторов), вместо которого сейчас активно внедряется "широкий формат" — 16:9 (1,78). Злые языки говорят, что его придумали японцы, чтобы адаптировать кино под свои глаза, но мы же не будет верить слухам?
Итак, что же мы будем иметь, если формат экрана не будет соответствовать формату фильма?
Для образца привожу обычный формат 16:9. Доктор Кто и Марта Джонс столкнулись с джудунами, вот-вот начнется самое интересное. Всё на своих местах, все части кадра хорошо видны.
Дальше изображен формат 16:9, вписанный в рамки 4:3 с обрезкой по краям. Марта лишилась половины уха, а Доктор целого.
И, наконец, формат 16:9, вписанный в 4:3 целиком. Черные полосы сверху и снизу придают фильму не слишком хороший вид. Да и размер уменьшился.
Если же у вас ситуация обратная и вы смотрите на широкоформатном проекторе передачу 4:3, то или обрезаются края, или появляются черные полосы справа-слева. Радости столь же мало.
Поэтому желательно еще до покупки определиться с тем, что вы будете смотреть больше — российское телевидение (которое, кстати, тоже начинает переходить на вещание в формате 16:9) или фильмы (а они уже лет как ...дцать выпускаются в широком формате). И покупать соответствующий проектор. Кстати, выбора у вас не будет. Если проектор позиционируется именно как проектор для домашнего кинотеатра, то у него разрешение матриц или 852x480, или 960x540, или 1280x720, или 1920x1080. Как видите, все варианты — широкоформатные (1,78).
Интерфейсы. Еще один момент, на который стоит обратить внимание, — интерфейсы подключения (разъемы).
С вероятностью 95% в проекторе найдется какой-нибудь разъем, к которому можно подключить любое ваше домашнее видеоустройство, но иногда случаются проколы. Особенно грешат этим вендоры, считающие себя законодателями моды. Например, в домашних проекторах иногда можно встретить отсутствие компьютерного разъема VGA. Что может оказаться неприятным сюрпризом для тех, кто планировал смотреть кино с компьютера.
Наиболее универсальным разъемом до сих пор был композитный (желтый «тюльпан»). Это наименее качественный, но зато самый распространенный интерфейс. Сейчас его уверенно вытесняет интерфейс HDMI. Думаю, через пару лет не останется ни одного видеоустройства, где бы его не было.
Привожу интерфейсы, с которыми вы можете столкнуться, в порядке увеличения качества:
Композитный (желтый "тюльпан") -> S-video -> компонентный (три "тюльпана") и компьютерный -> и, наконец, цифровые HDMI и DVI-D.
Будьте осторожны с длиной кабелей. Цифровые интерфейсы (DVI и HDMI) могут портить сигнал на трассах длиннее 8-10 метров. Особенно если эта длина дешевого кабеля.
Офисный проектор дома - экономия? Сравнивая цены на проекторы, люди замечают, что специализированные проекторы для домашнего кинотеатра дороже офисных. И возникает естественное желание сэкономить. Причем они могут быть даже вполне довольны своей покупкой - показывает себе, и пусть! Но подобные покупатели, надеюсь, перестали читать эту статью еще в самом начале. Поэтому следующий список недостатков офисных проекторов в сравнении с кинотеатральными привожу только для вдумчиво выбирающих.
- Контрастность "офисника" делает изображение более плоским.
- Слишком большая яркость (больше 2500 ANSI люмен) приводит к усталости глаз или к потере контрастности.
- Офисные проекторы обычно более шумные в работе; для офиса шум больше 28 дБ некритичен, а для дома неприятен.
- Формат 4:3 удобен для диаграмм и лекций, но не для кино.
- LCD-проектор с разрешением меньше 1000 пикселей по ширине (852x480 или 960x540) нормально будет показывать на экран не шире полутора метров. При большем экране будет слишком заметна зернистость изображения. Для диаграмм все равно, а для кино неприятно.
- DLP-проектор для дома не должен иметь в светофильтре белый сектор — он увеличивает яркость, уменьшает контрастность и ухудшает цветопередачу.
- DLP-проектор для дома не имеет права иметь скорость цветового колеса меньше 4x — пожалейте свои глаза. Я бы рекомендовал брать проекторы со скоростью не меньше 5x, но тут уже решайте по своему бюджету сами.
Краткое резюме. Этой статьей я надеялся дать человеку, выбирающему проектор для домашнего кинотеатра, ту самую вилочку для снятия с ушей лапши, которую пытаются на него повесить продавцы и производители под видом "он офисный, но отлично подходит и для кино". Конечно, все равно лучший способ выбора проектора — довериться собственным глазам, но теперь это будет сделать проще. Во всяком случае, теперь вы знаете, на что нужно обращать внимание, а на чем можно сэкономить. Нам еще предстоит разговор об экранах, но это, как сказали классики, совсем другая история.
|