Проекторы для дома: зима 2012. Sony
Известнейший японский производитель техники Sony чего только не производит! Это и ноутбуки, и роботы, и батарейки, и электронные книги, и телевизоры, и видеокамеры и много чего еще. В том числе проекторы.
Одно время, в начале 2000-х, "проекционная" политика Sony была не особо лояльна к России. В страну время от времени (!) завозилось какое-то (!) количество проекторов, и дистрибьюторы их начинали продавать. Что именно будет в следующей поставке и когда она будет вообще, никто не знал. Поэтому проекторы Sony, какими бы хорошими они ни были, большой популярностью у дистрибьюторов не пользовались. Потом что-то произошло (возможно, просто сменился глава представительства в России, а может, и общая политика поменялась), и поставки стали более стабильными и предсказуемыми. Впрочем, это никак не отражалось на том качестве, с которым Sony всегда делала всю свою продукцию.
Обзорную статью про офисные проекторы и проекторы для больших НЕдомашних кинотеатров в исполнении Дмитрия Максакова можете почитать тут. Там же, кстати, вкратце описан принцип работы технологии SXRD. А сейчас мы заглянем к Sony в гости на официальный сайт. Какие проекторы она предлагает для дома на зиму-весну 2012 года?
- Проекторы 3D (VPL-VW95ES и VPL-HW30ES).
- Проекторы для кино (они же).
- Проекторы для игр (они же).
- Проекторы для спортивных передач (только VPL-HW30ES).
Как видите, направлений-то четыре, но проекторов всего три, если считать новейшую флагманскую модель Sony VPL-VW1000ES. Но она стоит совсем особняком, о ней потом поговорим отдельно. Кроме того, на сайте еще можно найти упоминания VPL-HW20, но он уже снят с производства, так что можно о нем смело забыть. Вместо него теперь VPL-HW30ES.
Как и многие производители, Sony стала на первый план выпячивать прозрачные для обывателя понятия ("более яркое и четкое изображение", "кинематографическое качество", "новейшие технологии", "без компромиссов") и меньше говорить цифрами. Получается что-то типа "честное пионерское, у нас все круто!". Мне это напоминает политику Rolls-Royce, которая не указывала мощность двигателей в своих машинах, обозначая ее как "достаточная". Поэтому точные характеристики проекторов Sony оказалось добыть весьма непросто, у меня на это ушло несколько часов и уйма трафика по англоязычным ресурсам, да и то нашлись, как видите, не все. То ли Sony их скрывает, то ли не считает важными...
Будучи одним из двух оставшихся производителей LCD-матриц для проекторов, Sony параллельно разрабатывает более продвинутую, но и более дорогую технологию SXRD (Silicon X-tal Reflective Display – "Отражающий дисплей на базе кристаллического кремния"). Это третья по распространенности технология после DLP и LCD, которая вобрала в себя достоинства своих конкурентов. В SXRD тоже есть жидкие кристаллы (как в LCD), но они работают на отражение (как в DLP). К плюсам этой технологии можно отнести гораздо большее разрешение, контрастность и гладкость изображения. К минусам - дороговизну. Но проекторы Sony и без того позиционируются не как массовый продукт "В каждый дом!", а как "Качество на первом месте!", так что цена у них - не самый главный фактор. Sony считает, что любители качества всегда найдут деньги на хороший продукт.
Итак, проекторы Sony VPL-HW30ES и VPL-VW95ES:
Проекторы Sony VPL-HW30ES (слева) и VPL-VW95ES
Оба проектора разрешения Full HD, в обоих японцы отказались от совместимости с древними устройствами с компонентным и s-video-выходами (такие выходы имели "видаки", первые DVD-плееры и некоторые устройства типа старых дешевых спутниковых ресиверов). И правильно - покупатели, способные выложить больше $5000 за один только проектор, вряд ли будут смотреть фильмы с видеокассет! А все современные устройства давно имеют цифровые выходы, чай, на дворе уж XXI век!
Проверенной информации по коррекции трапецеидальных искажений найти нигде не удалось (есть непроверенная про горизонтальную трапецию), но поскольку в обоих проекторах есть вертикальный и даже горизонтальный сдвиг объектива, то корректировать трапецию пользователю, может, и вообще не потребуется.
Контрастность. Я бы не поверил таким большим значениям контрастности (70 тысяч и 150 тысяч к одному), если бы не два момента: это все-таки Sony ("Yes - it' a Sony!") и это все-таки SXRD. Ну и цена, конечно. Любители качественного изображения подтвердят, что проекторов с такими реальными (не "дутыми") характеристиками по цене меньше 100 000 рублей пока современные технологии сделать не могут. Как ни крути, качество стоит денег. Впрочем, эти многотысячные значения контрастности замерены с использованием динамической диафрагмы, так что реальная контрастность в пределах одного кадра будет несколько меньше. Но все равно выше, чем у конкурентов-одноклассников.
Яркость в 1300 и 1000 люмен многим может показаться слишком низкой. Но я осмелюсь напомнить, что чем выше яркость, тем хуже контрастность, а для кино плохая контрастность - это смерть. Классический пример плохой контрастности - это фильмы в качестве "экранка". Любителям смотреть фильмы этой категории нет смысла покупать домашние проекторы Sony - лучше сэкономить деньги на что-нибудь другое.
HW30ES и VW95ES Sony позиционирует как проекторы для игр, но любители поиграть на большом экране или посмотреть футбольный матч в компании друзей могут закричать, что не особо-то эти проекторы предназначены для "домашних развлечений". При таких "домашних развлечениях" выключать свет будут вряд ли, а горящие в зале лампочки при яркости проектора 1300 - это не очень хорошо. Впрочем, не так все плохо. 1300 люмен в технологии SXRD и привычные 1300 люмен в технологии DLP - это разные 1300 люмен. Отличия в разных методах измерения у разных производителей. 1300 "SXRD-шных" люмен Sony скорее соответствует 2000-2200 "DLP-шным" люменам какого-нибудь тайваньского производителя. А если сравнивать с LCD, то HW30ES в режиме кино будет даже ярче, чем Panasonic PT-AE7000 (а он - на секундочку! - имеет паспортную яркость 2000 люмен!).
Что мы еще имеем интересного в этих проекторах? Фирменные соневские технологии улучшения изображения. В первую очередь это технология Motionflow, увеличивающая плавность динамического изображения путем создания промежуточных кадров между уже существующими. В результате быстро мчащиеся автомобили и галопирующие лошади движутся без рывков - плавно и гладко. Промежуточные кадры достраивает встроенный процессор на основе сравнения предыдущего и последующего кадров.
Оба проектора поддерживают 3D-игры и 3D-фильмы. 3D-очки с активными шторками для этого проектора весят каких-то 59 грамм и заряжаются всего за полчаса. Весьма и весьма неплохо, особенно на фоне конкурентов!
Как известно, в 3D-режиме у проекторов есть две большие проблемы:
- артефакт наложения кадров (один глаз видит остатки изображения для другого);
- проекторы сильно теряют яркость.
Первая связана с медленными матрицами: изображение для одного глаза просто не успевает смениться изображением для другого и кадры, словно призраки, постепенно тают в начале следующих. Чтобы не показывать переход, где кадры накладываются друг на друга, некоторые "умные" очки открывают второй глаз чуть позже, когда наслоение уже "рассосалось", - и вот тут-то и возникает вторая проблема. Изображение становится гораздо темнее, поскольку часть времени у зрителя закрыты оба глаза. Обе проблемы связаны, и все дешевые и простые варианты решения любой из них приводят к ухудшению другой.
Инженеры Sony решили проблему двумя способами. Во-первых, они сделали частоту обновления кадров 240 Гц (для обычного 3D достаточно 120 Гц). Во-вторых, с помощью очень хитрого динамического режима управления яркостью лампы (от 70% в момент пересечения кадров до 130% в момент показа кадра для каждого отдельного глаза) они визуально увеличили яркость. По разным тестам, обзорам и отзывам на разные значения, но в среднем процентов на 30. На настоящий момент это очень и очень много!
Напоследок приведу восторженный отзыв из теста HW30ES авторитетным журналом "Салон AudioVideo": "Великолепный чёрный цвет. Прекрасно проработаны мельчайшие детали, но без назойливости — картинка сохраняет целостность, не распадается на отдельные элементы. Отлично передаются лица, причём хорошо видно, что у разных актеров оттенки кожи различаются. Картинка ясная и гармоничная. И есть в ней не только естественность, но и своеобразное благородство".
Итак, плюсы VPL-HW30ES и VPL-VW95ES:
- прекрасная цветопередача даже без тонких настроек;
- практически бесшумные в работе;
- замечательная контрастность;
- заметные улучшения яркости и качества в 3D.
Минусы:
- цена может насторожить непуганого обывателя;
- нормальная яркость в 3D получается для экранов не больше 100" по диагонали;
- для игр все-таки яркости маловато, особенно при посторонней засветке экрана.
Резюме. Два отличных аппарата с упором на качественную картинку и 3D с возможностью поиграть, но без упора на игры.
Перейдем к нашему "флагману". Топовая модель для элитных домашних кинотеатров - проектор Sony VPL-VW1000ES. Только что заявлен, на момент написания статьи на официальном сайте еще даже не появился, в продаже обещан к концу февраля 2012-го.
"Флагман" Sony - VPL-VW1000ES
Первый в мире 4K-проектор для дома по цене 1 190 000 рублей!
Классический образец бескомпромиссности. Новейшая панель SXRD 4K и совершенно новый, специально разработанный прецизионный объектив, обеспечивающий четкость по всей поверхности кадра. Контрастность – миллион к одному, яркость – 2000 люмен, полноценная поддержка – 3D. И разрешение – 4K.
По поводу последнего позволю себе несколько слов. Если учесть, что разрешение Full HD (то есть 1080 строк) пришло еще не в каждый дом, а только стучится в наши двери, то проектор с количеством строк 2160 выглядит даже не завтрашним - как минимум послезавтрашним! На YouTube мне попадалось несколько роликов 4K, но не всякий интернет-канал и не всякий компьютер их потянет. Мой четырехъядерный, например, заметно тормозит, а видеокарты с поддержкой такого разрешения пока только разрабатываются. Не рано ли Sony кинулась выпускать аппарат, для которого не то что фильмов - даже источников для их воспроизведения не выпускают? Да и носителей для таких фильмов пока не придумали, только винчестеры - размер фильма получается в четыре раза больше, чем даже немаленького размера фильмы на дисках Blu-ray!
Но спорить с Sony бессмысленно. Она уже много раз доказывала, что нюх на будущее у нее бывает неплохой (иногда, правда, у этого нюха закладывает нос, и нюх не чует, что ветер переменился, как это было было, когда JVC выиграла "битву форматов" и в мире воцарился формат VHS вместо соневского Betacam). Такая фирма может себе позволить выпустить проектор послезавтрашнего дня - просто чтобы войти в историю как "первая фирма, выпустившая проектор 4K для дома". Даже если его целевая аудитория - пять человек на всю страну. Время покажет.
А мы вернемся к осмотру нашего уникального пациента. Вы можете подать на него картинку Full HD, и проектор увеличит ее разрешение до 4K. Тесты показывают, что разница между исходным и полученным изображением получается заметная - функция Reality Creation и преобразователь прекрасно справляются с апскейлом (увеличением разрешения). Плюс в копилку Sony.
К ключевым преимуществам проектора можно отнести большой моторизованный сдвиг линз: 80% по вертикали и 31% по горизонтали. Это сильно упрощает процесс инсталляции и тонкой подстройки проектора под экран. Те, кто хоть раз настраивал такие системы, поймет, насколько это удобно. Еще один плюс в ту же копилку.
В проектор встроены несколько профессиональных калибровок изображения, включая Dark Room (темная комната) и Ambient Room (окружающее освещение). Кстати, настройки в режимах 2D и 3D сохраняются независимо, что удобно, если вы пользуетесь то одним режимом, то другим.
В 3D-режиме топовый агрегат может распахнуть экран максимально на 200 дюймов. То есть на практике больше, чем на 3,5-4 метра диагонали, рассчитывать не рекомендуется, но и этого вполне достаточно даже для больших домашних кинозалов. Судя по косвенным данным, классические проблемы 3D-режима решены так же, как и в более бюджетных аппаратах Sony (хитрыми динамическими режимами управления яркостью лампы). Так что можно ожидать полноценного 3D без всяких "призраков левого глаза" и сильного падения яркости.
Конечно, для окончательных выводов надо дождаться реальных продаж и реальных отзывов об этом топовом аппарате, но даже уже сейчас понятно, что получился "Роллс-Ройс" проекторов домашнего кинотеатра: качественный, напичканный современными технологиями... и ужасно дорогой.
Резюме: владельцы элитных домашних кинотеатров получили возможность приобрести качественное бескомпромиссное изображение. И даже когда эпоха Blu-ray пройдет, этот проектор все равно останется современным.
|