Проекторы для дома: зима-2012. Mitsubishi, Panasonic
Компания Mitsubishi выпускает не только автомобили, как думают автолюбители. И не только кондиционеры, как думают любители прохлады. Подразделение Mitsubishi Electric занимается еще и проекторами - от самых недорогих до профессиональных инсталляционных. И как и все, что выпускает компания, проекторы тоже отличаются фирменным качеством. Но что она может нам предложить из проекторов для дома? Аж шесть моделей!
Заметили? Ни одного проектора класса HD Ready - все полноценного разрешения 1920x1080! Японцы, похоже, целиком переориентировались на Blu-ray, забыв (или забив?) про уйму людей, которых вполне устраивает их DVD-плеер. Как у офисных проекторов начинают исчезать модели разрешения 800x600, так у домашних все меньше моделей 1280x720. И практически ни у кого уже не осталось моделей 854x480. На мой взгляд, в Mitsubishi несколько поспешили (во всяком случае, в России) прощаться с 1280x720, но в наши задачи входит не критика, а лишь анализ текущих моделей.
Сразу выделим топовый проектор с матрицей, сделанной по прогрессивной, но дорогой технологии SXRD. Это HC9000D.
Mitsubishi HC9000D
Цена в 300 тысяч рублей может отпугнуть тех, кто мало понимает в проекторах. Но я до сих пор помню свою отвисшую челюсть, когда смотрел на нем "Миссия невыполнима"! На экране действительно был тот глубокий черный цвет, о котором так много говорят фанаты качества. Контрастность 150 000:1 в данном случае - это не выдумка маркетологов, а объективная реальность, и она была дана мне в ощущениях! О-го-го как дана! Рельефность изображения была настолько реальная, что временами кидало в дрожь. Словом, если у вас есть желание купить Качество с большой буквы и возможность это Качество повесить в специально выделенной затемненной комнате, то имя этому Качеству - Mitsubishi HC9000D.
Вторая модель, на которую надо обратить внимание, - HC3900. Но уже с другой точки зрения. Непонятно почему она попала в разряд кинотеатральных, японские маркетологи продвигают ее как универсальную - "для кино и для домашних развлечений". Но для кино у нее великовата яркость и маловата контрастность, так что остаются домашние развлечения - игры, фото и прочая. Поэтому если вы не столько смотрите кино, сколько играете в игры и любите спортивные передачи - эта модель именно для вас. Модель, сделанная с фирменным качеством, для домашних развлечений.
Далее идут две группы проекторов. В первой группе микрозеркальные HC3200 и HC4000.
Mitsubishi HC3200 и HC4000
Вроде бы ничего особенного, средненькая яркость и контрастность, стандартный набор входов... Но шестисегментное колесо (редкое даже в кинотеатральных проекторах), очень тихая работа (25 дБ) и ресурс лампы в 5000 часов приподнимают эти модели из массы похожих. Я уж не говорю, что в политике Mitsubishi давать в характеристиках минимально гарантированные значения. Так что, скорее всего, у конкретного экземпляра будут выше и яркость, и контрастность. Разница в цене между ними не очень большая, я бы рекомендовал брать HC4000.
Вторая группа - это проекторы HC6800 и HC7000.
Mitsubishi HC6800 и HC7000 выглядят одинаково стильно
Матрицы этих проекторов сделаны уже на базе жидких кристаллов, и остается только диву даваться, как японцам удалось выжать из этой технологии такие нехарактерные для нее значения контрастности - 30 000:1 и 72 000:1! Может, дело действительно в "фирменной технологии Black Iris и новом поколении адаптивной диафрагмы"? Если добавить к этому глубокий черный цвет и, как следствие, впечатляющий "объем" изображения, то можно утверждать, что Mitsubishi по-прежнему тщательно держит марку. А шум 17 дБ - это даже слабее человеческого шепота и ближе к тиканью наручных часов! Я слышал, что такое митсубишевские 24 дБ - практически бесшумно даже в 30 сантиметрах от уха, а уж 17 дБ даже представить трудно!..
"Семитысячник" более удобен в установке (если вам потребуется разместить его не по центру экрана, а чуть сбоку), 6800-й ярче и немного дешевле. Для кино лучше брать HC6800, для более универсальных целей - HC7000. Выбор, разумеется, за вами.
Подводя краткий итог кинотеатральным проекторам Mitsubishi, скажем, что сейчас у них в линейке три группы: топовый HC9000D, недорогие HC3200/4000 с неплохими характеристиками и хорошим качеством и более дорогие HC6800/7000 с отличной контрастностью и практически бесшумные. Все проекторы подключаются к компьютеру по D-Sub и имеют как минимум один цифровой HDMI. Если вы любите продукцию фирмы Mitsubishi, то вас откровенно порадует традиционное качество картинки этих проекторов. Если вы не приемлете компромиссы в вопросах качества, то ваш выбор однозначен: Mitsubishi HC9000D.
Изначально компания Matsushita получила свое название в честь своего основателя, мистера Мацушита, и никак не расшифровывалась. Позже, когда в 1961 году возникла нужда в выходе на мировой рынок, появилась торговая марка Panasonic. Это слово было образовано из древнегреческого слова "pan", что означает "всё" или "для всех" и латинского "sonic" — "звуковой", поскольку сначала эта торговая марка использовалась только для аудиооборудования. Даже просто перечислить все направления, которыми занимается Panasonic, займет много времени. Мы же ограничимся одним-единственным: проекторами для дома.
В них сложно запутаться: их всего два. То есть это на официальном сайте два, на самом деле три: PT-AE7000, хотя уже официально поставляется в Россию, на сайте производителя не появился и о нем мало кто знает.
(Пара слов о буквах в конце названий - 200E и так далее. У "Панасоника" до сих пор они обозначают страну, для которой предназначена конкретная модель. Для Штатов, например, это буква U - PT-AX200U. У "семитысячной" модели буква в каких-то источниках отсутствует, в каких-то фигурирует как AE, в каких-то - как классическая U. Если Panasonic не начала переделывать идеологию обозначений, то этот бардак происходит из-за того, что модель слишком свежая. Для простоты будем обозначать "семитысячник" вообще без буквы.)
Итак, что мы видим? Одна модель разрешения 1280x720 и две Full HD. Думаю, что вслед за всеми продвинутыми вендорами Panasonic скоро снимет с производства "двухсотку", тем более что модель не самая свежая.
Panasonic PT-AX200E
Из выдающихся свойств AX200E отмечу весьма высокую контрастность (особенно высокую с учетом того, что все домашние проекторы "Панасоника" сделаны по технологии LCD, не отличающейся особой контрастностью). Сравнения с другими проекторами того же уровня показывают, что эта контрастность не "дутая", а вполне нормальная. Правда, динамическая. Это значит, что в проектор встроена динамическая диафрагма, которая анализирует каждый (!) кадр. Если там нужно добавить черного, она слегка закрывается. Если нужно больше света - открывается. Поэтому в целом возникает впечатление очень контрастного изображения, хотя в отдельно взятом кадре контрастность, конечно, гораздо меньше.
Хорошая яркость в Game-режиме, современный набор входов (включая два цифровых и компьютерный), сдвиг объектива, всяческие улучшатели изображения сделали AX200E очень неплохим кандидатом для домашнего кинотеатра с возможностью иногда поиграть на большом экране. Но нам нет смысла подробно рассматривать эту модель, потому что время ее уже истекло и ее вот-вот сменит что-то новое. Отмечу, что проектор для своего времени был неплохим ("Панасоник" держит марку!), но все современные домашние проекторы все-таки уже Full HD. Эй, "Панасоник"! Мы ждем новостей - что будет вместо AX200E?
Резюме. Неплохой аппарат и отличный вариант для покупки с рук где-нибудь за $1000, если он в хорошем состоянии и с не очень большой наработкой лампы. Если же вы хотите взять новый проектор, то лучше повременить и подождать, что придет ему на смену.
А теперь - проектор классом выше, Panasonic PT-AE4000E.
Panasonic PT-AE4000E
Вот и он - проектор Full HD. Незадолго перед его выпуском по новостям бродила информация, что рекомендованная цена его будет такая же, как и у AE200, - $1999. За такие деньги проектор с таким качеством??? Фанаты чуть ли не выстраивались в очереди! Но реальность была печальнее, и продажная цена оказалась посерьезнее - около $3000. А что вы хотите, если проектор буквально напичкан современными технологиями!
Во-первых, контрастность. Само собой, динамическая ирисовая дифрагма пятого поколения тут свою лепту вносит, но дело не только в ней. Улучшенные поляризационные фильтры (для более полного блокирования света) привели к улучшению уровня черного - классической беды всех LCD-проекторов. Неорганические ЖК-панели с вертикально расположенными кристаллами тоже работают в направлении улучшения уровня черного, а стало быть, и контрастности.
Во-вторых, яркость. Тут стоит новая лампа высокого давления (UHP), которая выдает на 50% больше красного света, чем предшественники. У UHP-ламп больным местом всегда был красный свет спектра, и Panasonic сделала серьезный шаг в решении этой проблемы. Сравнение с другими проекторам наглядно показывает, что красные элементы в изображении более сочные и яркие. Это в том числе положительно отражается на естественности цвета кожи. По мнению Panasonic, в режиме "Кино" такая лампа дает до 50% прироста яркости без ухудшения контрастности.
Кстати, это дает возможность улучшить уровень черного. Если вы планируете делать экран не больше 100" по диагонали, то есть смысл взять экран с серым полотном (Grey) вместо классического белого (Matte White). Яркости этого аппарата будет достаточно, чтобы нормально показать на таком экране нормальный белый цвет, а серое полотно усилит уровень черного.
В-третьих, двукратный зум (увеличение объектива), впервые примененный чуть ли еще не в самых первых моделях домашних проекторов линейки PT-AX, прекрасно себя зарекомендовал и с тех пор кочует из модели в модель. Удобен он тем, что с одного места (без сдвига самого проектора) вы можете сделать экран шириной 1 метр, а можете - 2 метра. Это заметно упрощает проблему расположения проектора в комнате - плюс-минус метр-полтора расстояния теперь особой роли не играет. Кстати, объектив моторизованный, для его подстройки уже не надо лезть каждый раз под потолок.
В-четвертых, технология Smooth Screen, которая тоже придумана "Панасоником" лет десять назад и с тех пор сопровождает домашние проекторы. Проблема обычных LCD-проекторов в том, что у них слишком большое расстояние между кристаллами и на экране между пикселями возникает темная решетка (рисунок справа).
Не то чтобы она так уж заслоняла собой все изображение, но на фоне микроскопических зазоров между зеркалами в конкурирующей технологии DLP она выглядит неприятно. Для ее компенсации "Панасоник" применяет способ "специального двойного преломления кристалла", и решетка становится тоньше и бледнее (рисунок слева). В первых моделях это сопровождалось "марлевым эффектом" (изображение словно занавешивали марлей, и оно теряло резкость), но потом инженеры компании с этим справились. И теперь изображение с технологией Smooth Screen вполне достойно называться "отличным".
Для любителей поиграть на большом экране есть одна проблема - задержка кадров. Она есть так или иначе в любом проекторе и связана с обработкой изображения в буфере. Сначала кадр поступает в буфер проектора, там обрабатывается (улучшается) и только потом выдается дальше в систему. Для кино эта задержка совершенно непринципиальна, даже если она составляет несколько кадров, но для фанатов динамических игр, когда дорога каждая миллисекунда, неприемлемо.
Именно для таких фанатов проекторы Panasonic оснащены специальной настройкой frame-буфера. В нем вы можете выбрать режимы "Нормальный" (с задержкой и обработкой) и "Быстрый". Во втором случае обработка минимальна и задержка составляет всего 1,5 кадра в секунду.
Плюсы AE4000E:
- весьма неплохая для LCD контрастность;
- уровень черного лучше, чем у большинства одноклассников;
- яркость в режиме "Кино" немного выше среднего;
- двукратный зум;
- три входа HDMI;
- почти полное отсутствие пиксельной решетки.
Минусы:
- яркость в Game-режиме ниже среднего;
- не самый большой срок жизни лампы (3000 часов в экорежиме).
Резюме. Отличный аппарат, если вы любите сочную гладкую картинку и хороший уровень черного, у вас есть проигрыватель Blu-ray и покупка ценой $3000-4000 не пробьет брешь в вашем бюджете. Разумеется, если вы не планируете смотреть 3D. Если планируете - стоит присмотреться к другим моделям...
...Например, к свежему Panasonic PT-AE7000.
Panasonic PT-AE7000
Это 3D-проектор с разрешением Full HD, который столь же плотно нашпигован разработками и изюминками. Все, что мы говорили про AE4000, актуально и для "семитысячника" - и неорганические панели с вертикальными кристаллами, и сглаживание экрана, и система увеличения контрастности, и "красная" лампа... Так что повторяться не будем. Непонятно, правда, как с такими же самыми "потрохами" получилась контрастность 300 000:1 - никаких принципиально новых схем я не обнаружил. Разве что оптимизировали то, что уже есть... Судя по небольшой разнице в цене между "четырехтысячным" и "семитысячным", так и есть.
Ан нет, есть одно принципиальное отличие - ЖК панель с частотой 480 Гц, явно сделанная для работы с 3D. Проектор вообще сильно "доточили" под 3D, так что есть смысл подробнее посмотреть, что она собой здесь представляет.
Использование частоты обновления 480 Гц относительно 3D-проекторов с частотой 240 Гц или 120 Гц дает заметные преимущества. Более быстрая скорость позволяет ЖК-затворам в очках быть открытыми больше времени. В системах с частотой обновления 240 Гц затворы работают так, что оба глаза закрыты 50% времени. А в оставшиеся 50% каждый глаз открыт только половину этого времени (по 25% на каждый глаз). Частота обновления 480 Гц приводит к уменьшению времени закрытия обоих глаз в два раза - с 50% до 25%. В остальных 75% открыт либо правый глаз, либо левый глаз. Изображение получается более яркое с одновременным снижением перекрестных помех (когда в один глаз попадает изображение, предназначенное для другого). Для дополнительного уменьшения перекрестных помех японские инженеры используют еще и технологию Overdrive.
Тем не менее "физику" 3D-технологии никто не отменял, и яркость изображения в 3D у всех без исключения проекторов заметно падает. Так что если вы планируете много смотреть трехмерных фильмов, на экран больше 100–120 дюймов лучше не рассчитывать.
Преобразование 2D в 3D. AE7000 может преобразовывать 2D-материал в 3D. При этом, конечно, не появляется полноценного 3D-эффекта, как в специально снятых фильмах, но какие-то элементы изображения все равно выйдут из плоскости экрана. По существу, это будет выглядеть как 2D-изображение с большей глубиной перспективы. Этот эффект не настолько впечатляющ, как подлинное 3D, поэтому вам нужно будет решить, есть ли смысл возиться с очками и терять в яркости изображения ради дополнительной глубины картинки. Скорее всего, кому-то эффект покажется интересным, а кто-то недоуменно пожмет плечами, не увидев разницы.
И последнее, что я хотел сказать, - это работа в режиме интерполяции кадров. В этом режиме видеопроцессор вставляет дополнительные кадры между уже существующими. Заметно это будет на динамических сценах: быстро пролетающих/проезжающих объектах, больших панорамах, спортивных матчах и так далее. Процессор на основе предыдущего и последующего кадра "придумывает" промежуточный, чтобы переходы между ними были более плавными. Некоторые пользователи не любят этот режим, называя его "мультяшным", но в целом ряде случаев он действительно полезен. Самое приятное, что он работает даже в 3D-просмотре, что характерно далеко не для всех проекторов.
Плюсы PT-AE7000:
- сбалансированные характеристики;
- сочное гладкое изображение в 2D;
- отличный уровень черного и контрастность в режиме "Кино";
- неплохая работа в 3D с минимальным эффектом "призрака левого глаза";
- ближайшие конкуренты с таким же качеством в 3D стоят минимум на $1000 дороже.
Минусы:
- настройка сдвига линз джойстиком по-прежнему не очень удобна, джойстик имеет небольшой "люфт";
- в длиннофокусном режиме объектива немного падает яркость, это надо учитывать про монтаже.
Резюме. Современный проектор Full HD с отличной картинкой в 2D и неплохо реализованным достаточно ярким и контрастным 3D-режимом. Если ваша задача - купить 3D-проектор ценой не дороже $6000, то вы теперь знаете, на что смотреть.
|